М.Шолохов




 Хронология написания романа.

1Начало написания – 1925 год
Первоначальный замысел - показать казачество в революции. Написаны главы об участии донских казаков в корниловском мятеже. Рабочее название романа «Донщина»
 2. Осень 1926 года – возвращение к работе над романом. Расширяется замысел. Отчёт действия в романе начинается  с мая 1912 года
3.  Выход первой книги романа – осень 1927 года
 4. Вторая книга романа выходит в 1928 году. Во вторую книгу вошли некогда отложенные главы «Донщины»
5. Длительный перерыв  в издании третьей книги романа, которая увидела свет в начале 40-х годов. В центре повествования - восстание казаков 1919 года- болезненная тема для советской власти.
6. Полное издание романа-1953 год. Роман вышел в «урезанном» и «дополненном» виде, с большими «правками».
       7. Не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами роман был напечатан только в 1980 году.                                                                                                                                                       
 Смысл заглавия и роль эпиграфов.
1.Прочитайте эпизоды открывающие и закрывающие роман. Какая тональность идейно-художественного звучания задана первой и последней фразой романа?
2. Какими словами обращаются в своих песнях донские казаки к великой реке? Какое символическое значение имеет образ Дона в романе?
3. Как относятся казаки к Дону? (чтение эпизода кн.2 ч.5, гл.10) Что лежит  в основе казачьего почитания реки?
4. Течение реки и течение времени, течение человеческой жизни – сходны ли эти понятия? Как об этом говорится в романе?
5. Почему Шолохов так много места в романе уделяет истории казачьих родов? Расскажите историю одного из казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых.

Прочитайте два эпиграфа к роману и определите, какой из них задаёт тему первой книге, а какой всему роману?

·        Каким смыслом наполнена  песня?
·        В чём заключается символическое значение образа «мутнёхонького» Дона?
·        Тихий ли Дон в главах романа, в которых рассказывается о братоубийственной войне?

Сделайте вывод о смысле названия романа и роли эпиграфа в романе.




Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил границы повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков искал он объяснение поведению героев в дни грозных испытаний.

Основная проблема «Тихого Дона» - казачество и революция. Кульминация - события 1919 года, когда казачество в своей массе было втянуто в Верхнедонское восстание: сказались верность казачьему укладу и традициям земледельца-воина, поиски правды, характерные в том числе и для Григория Мелехова. Шолохов изучал документы той «суровой действительности», которая предшествовала восстанию, в частности , злоупотреблений властью комиссарами, произвола, «перегибов по отношению к казаку-середняку».
Волны восстания увлекают за собой всех: и правых, и виноватых, и пытающихся остаться в стороне. В эпицентре мятежа оказывается Григорий Мелехов, которому на мгновение путь повстанцев представляется «высветленным месяцем шляхом». Однако, испытав обманчивую горечь заблуждения, Григорий Мелехов познаёт и горечь «чудовищного прозрения»

В романе более семисот персонажей. В нём представлены все социальные слои: офицерские круги, генералитет царской армии и атаманы  войска Донского, руководители Верхнедонского восстания, народ во всём его многообразии.




Своеобразие жанра.
Докажите, что роман «Тихий Дон» - роман-эпопея.
Поможет нам знакомое произведение  - роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»
По итогам сравнения сделайте вывод о жанровом своеобразии романа «Тихий Дон».


Вопросы для сравнения
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Вывод
Где разворачиваются события романа?



Какие временные рамки охватывает роман?



Какие исторические события описываются в романе?



Кто является центральным героем (героями) романа, в судьбе которых отразились переломные события истории?



Какие исторические лица и документы включены в роман?



Составьте хронологию жизни Андрея Болконского и Григория Мелехова






Найдите в первой части романа ответы на вопросы:

1.  Кто такие казаки? Чем они занимались? Чем жили?
2. Прочитай те эпиграф, которым писатель предваряет своё произведение. О каких сторонах жизни казаков говорит  эпиграф?
3. Какие тёмные жизни казаков изображает писатель?
4.   Наряду с этими  тёмными  сторонами жизни казаков мы видим и множество эпизодов, в которых раскрывается нравственная сила, чистота совести, удаль, смекалка и трудолюбие народа.  Почему М.Шолохов с любовью пишет о казаках? О ком говорит с особой симпатией?
Выделите самые яркие эпизоды первой части. (См.эпизоды «История Прокофия Мелехова» (гл.1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл.2), «На сенокосе» (гл.9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл.15-22), призыв на военную службу, Григорий на медицинском осмотре (часть2, гл.21)
 5.      Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?
В казачьей среде человек ценился по отношению к труду.
«Он и женишок хоть куда…и семейство ихнее шибко работящее…Работящая семья и при достатке» (мать Наташи о Григории)
«Мелеховы – славные казаки» (дед Гришака)
6.      Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль?
7. Какие эпизоды первой книги наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу?
8. Какие тёмные стороны жизни казаков изображает писатель?

Трагедия Григория Мелехова. 
Каким мы видим Григория в первых главах романа? Какими душевными качествами наделяет его автор?
Какие качества унаследовал Гришка от своего деда Прокофия и бабки-турчанки? Как родословная героя отражается в его характере?
Прочитайте описание внешности Григория.
Какие типичные черты  казачества воплотились в его образе?

Почему Григорий настороженно относится к большевикам при первых встречах? О чём думает? Какие поступки большевиков подтверждают мысли Мелехова? (первые встречи с Гаранжой, Подтёлковым)
Почему Григорий не смог стать своим в рядах белоказачества? Что отталкивало его от белых?
Как вы оцениваете пребывание Григория в банде?
Почему Мелехов не становится ни на чью сторону?

Проблема человеческого счастья – в чём она?
Человек родится для счастья. А счастлив ли он? Что ему нужно для счастья?
Был ли счастлив Григорий Мелехов?

«Хороший казак, …а вот непутёвый» (старик Чумаков)
«Какой-то чудоковатый» (Зовутка)
«С одной стороны, борец за старое, а с другой, какое-то подобие большевика» (Копылов)
«Несчастный человек» (Аксинья)

Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории Мелехове?
(доля истины есть в каждой из них).
Чья характеристика более значима? Почему?
Когда Григорий чувствует, что счастлив?
Есть ли в его жизни и душе моменты, когда бы своё состояние он мог оценить этими же словами?
А испытывает ли он это чувство в бою, во время «рубки» хорошо ли ему?
А в картинах мирной жизни?

Анализ эпизодов
1.      Аксинья предлагает Григорию уйти из хутора.
2.      Настроение Григория после женитьбы на Наталье
3.      Что же ещё человеку нужно? В чём здесь противоречие?

Анализ эпизодов
1.      Григорий о себе (кн.4, ч.8, гл.7)
2.      Встреча с Аксиньей (кн.3, ч. 6, гл.50)
3.      О матросах (кн.3, ч.6, гл.51, 28)
4.      Спасает Степана (кн.2, ч.4, гл.4)
5.      Что же человеку надо для счастья? Много или мало?

Проблемная ситуация
В 1948 году критик И.Лежнов написал книгу о творчестве М.Шолохова, в ней есть глава: «Две души Григория Мелехова» Согласны ли вы с такой позицией критика?
 Двоедушие – неискренность, корысть, приспособленчество, ложь.
Какие моменты в жизни Григория Мелехова вызывают сожаление?
Что бы вы хотели изменить?
 Почему весь первый том Шолохов говорит о мирной жизни героев, хотя вся книга о войне?
Сохраняет ли герой себя как человек на войне?
Что он чувствует при физическом истреблении людей?

Анализ эпизодов
1.      Убийство австрийского солдата (кн.1, ч.3, гл.5)
2.      Признание в убийстве брату Петру (кн.1, ч.3, гл.10)
3.      Пленный гусар (кн.1, ч.3, гл.12)
4.      Война (кн.2, ч.2, гл.3)

Григорий прошёл мировую войну, видел и знает такое, после чего «огрубело сердце, очерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывает жалости»
Так ли это?
Докажите своё мнение?
В подтверждение ответа – анализ эпизода:
·        Расстрел пленных белогвардейцев (кн.2,ч.5, гл.12)
Что заставляет Григория хвататься за наган и бросаться к Подтёлкову?
А как ведёт себя Григорий в момент расстрела самого Подтёлкова? Помните, как он  хватался за наган и хотел убить Подтёлкова? А что же теперь, когда представилась такая возможность?
В подтверждение ответа – анализ эпизода (кн.2, ч.5, гл.29)
Почему Григорий уходит?
Но ведь в бою он сам зарубил четырёх матросов-пулемётчиков! Что же произошло с его сердцем?
Кто же виноват?
Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова?

  «Тихий Дон» как роман о любви.

Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых, с деда Прокофия. Пантелей Прокофьевич является главным эпическим лицом первого тома романа.

Как развивается в романе мысль семейная? (см. семьи Аксиньи и Степана Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых)
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?
Расскажите, как началась любовь Аксиньи и Григория.
 Пантелей Прокофьевич старается разрушить романтические отношения своего младшего сына Григория с красавицей-соседкой Аксиньей Астаховой. Зачем? Как он это делает?
 Как отстаивала свою любовь Аксинья? 
Найдите эпизоды сватовства  и свадьбы.
Какие усилия для сохранения семьи предпринимает Наталья? Почему она то уходит из дома Мелеховых к отцу, то вновь возвращается?
Как связаны между собой три главных женских образа романа: Аксинья Астахова, Наталья Коршунова и Ильинична?
Судьбы героинь трагичны. Случайно ли это? (Женские образы выстраивают собой логическую цепочку: женщина – земля – Россия)


Групповая работа
Группа 1 (кн.1, ч.1, гл. 3, 4. 7, 12, 15, 16, 21,22)
Почему зарождение и развитие чувства Григория и Аксиньи даны на фоне донских и степных пейзажей?
Отличается ли чувство Аксиньи от любви Григория?
Разделяет ли автор отношение хуторян к любви Григория  и Аксиньи?
Почему Григорий, любя Аксинью, бросает её  и не сопротивляется отцу, сватающему для него Наталью Коршунову?
 Чем Наталья отличается от Аксиньи?


Группа 2 (кн.1, ч.2, гл.3, 5, 7, 10, 11, 12, 14, 18; ч.3, гл. 19, 22, 24)
Чем вызван отказ Григория  уйти с Аксиньей с хутора до свадьбы и почему впоследствии, будучи уже женатым человеком, он всё же делает это?
Как вы объясните метания Григория между Натальей и Аксиньей? Что означает его выбор с точки зрения сословных и родовых традиций?
Неизбежен ли этот выбор между двумя женщинами?
Есть ли что-то в описании любви Григория к Аксинье что роднит героя с дедом Прокофием?
Какое начало сильнее в Аксинье: материнское или женское?
Почему Шолохов, наградив её женским счастьем, лишает счастья материнства?
Почему Григорий не может простить Аксинью?
В чём суть противопоставления Аксиньи и Натальи?


Группа 3 (кн.3, ч.6, гл. 21, 50, 51)
Почему Григорий во время войны постоянно мысленно возвращается к  Аксинье?
Закономерна ли случайная новая встреча Григория с Аксиньей в разгар войны?
Как раскрываются переживания героев в сцене встречи у Дона (обратите внимание на портретные детали и состояние природы)?
Как жизнь изменила героев к моменту встречи?

Группа 4 (кн.4, ч.7, гл. 1, 17, 18, 24-26; ч.8, гл.8, 9, 17)
Меняется ли Григорий после смерти жены?
В чём сила любви Аксиньи и что она даёт Григорию?
Почему сцена гибели героини  от случайной пули продотрядовца предваряется эпизодом, где счастливая  и радостная Аксинья плетёт венок из полевых цветов?
Какие ещё картины природы сопровождают её образ?
Меняются ли отношения  Григория и Аксиньи от начала к концу романа?
Почему Шолохов «не даёт» своим любимым героям счастья?

Архив

Домашнее задание.

1. Изучите биографию М.Шолохова. Сформулируйте вопросы по изученному материалу, запишите в тетрадь, приготовьтесь отвечать на вопросы одноклассников на уроке.


2. Прочтите один рассказ из сборника "Донские рассказы". Сделайте анализ: тема, идея, проблематика, система образов (устный ответ на уроке)


Список групп, таблица продвижения



Комментариев нет:

Отправить комментарий