Проекты учителя

Учебный проект по теме. Система уроков по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

 

Педагогический проект на тему: «Использование  информационных технологий на уроках литературы».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Вовлечение школ в построение единого информационного пространства является одним из способов реализации КПМО. Поэтому информатизация образовательного процесса должна быть основана на интеграции педагогических и информационных технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия обучаемых и продуктивность их деятельности.
Мотивы использования  школьниками Интернета?  Конечно, это:
1.     Получение информации по многим темам.
2.     Постоянное обновление предоставляемых данных.
3.     Возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам.
4.     Перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах.
5.      Интерактивный режим общения со своими сверстниками.
Но как можно использовать Интернет в образовательных целях: при организации уроков, для повышения мотивации школьников к обучению, для профессионального развития педагогов? Что определяет необходимость образовательных Интернет-ресурсов?
1.     Доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках.
2.     Сотрудничество с людьми. Обмен профессиональной информацией с коллегами.
   В настоящее время активно внедряется в систему образования дистанционное обучение.
1. Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с консультациями и контролем педагогов.
2. Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме.
3. В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса.
4. Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу.
5. Весьма полезной могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по определенным Министерством образования направлениям, но и по многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя.
6. Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.
7. Дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубить свои знания в интересующих их областях.
Ожидаемые результаты:
1. Информационная компетенция обучаемых: умение самостоятельно анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять и передавать её в очном и сетевом общении.
2. Коммуникативная компетенция обучаемых: умение представить себя, задать вопросы, вести дискуссию; владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными участниками общения; умение работать в группе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
 С изобретением компьютера, а также после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Задача учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.
 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно молодому современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. В школе необходимо создать условия, способные обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; широкое общение со сверстниками; свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
       Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.Информационно-коммуникативные технологии в обучении позволяют решать некоторые вопросы, связанные с малым количеством времени, отведённого на урок, а также приобретать учащимся и учителю навыки самостоятельной работы, побуждают искать новые формы организации своей деятельности.

Основными целями информатизации учебной деятельности учащихся являются:  
  • построение единого информационного пространства;
  •  формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; 
  •  развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, учащихся и родителей;
  •  развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • всестороннее развитие личности ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методически­ми средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки та­ким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Сегодня совершенно не мыслится следующее: как можно изучать творчество того или иного писателя, поэта без формирования у учащихся его яркого образа, позволяющего объяснить и прочувствовать самобытность его произведений.
Поэтому на уроках литературы все чаще используются современные технологии; к ним можно отнести и показ презента­ций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры. У нас в кабинете русского языка и литературы  имеются мультимедийный проектор, ноутбук, подключенный к локальной сети с выходом в Интернет.
Уроки литературы стали более яркими, эмоциональными. Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию.
   Конечно, можно на урок, связанный с изучением творчества Есенина, идти лишь с его портретом, но как не показать школьникам прекрасные, живописные места, где жил поэт, не зачитать воспоминания современников Есенина. Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции  демонстрирую учащимся  видеоролики  по теме, показываю фрагменты фильмов. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно,  являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе как для меня, так и для других коллег – словесников.
Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам считаю уместным готовить наглядность к уроку в программе Power Point. Подобные программы может составлять для себя каждый учитель, сканируя имеющиеся иллюстрации, таблицы, портреты, схемы. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. К данному иллюстративному материалу добавляю цитаты из произведений, исторические и искусствоведческие справки, теоретический материал, термины. Таким образом, демонстрирую отдельные слайды-иллюстрации, и целые слайд - фильмы при объяснении новой темы. Вообще это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Слайды, подготовленные к уроку-презентации, помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения.  С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Цели, преследуемые педагогом, при­меняющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Вторая функция презентации - информатив­ная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся воз­можность самостоятельно работать с ними.
Многие  учителя создают собственные электронные материалы, так как невозможно подобрать нужный материал по всем темам из электронных пособий. На сегодняшний день мною собрана коллекция презентаций по литературе для 10-11 классов, множество тестовых и других материалов

 




Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, дети проявляют неподдельный интерес, а элемент новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Тесты создаю не только сама, их в программе Google составляют мои ученики.
Тест по творчеству М.Булгакова (составлен учителем)
Тест по творчеству Б.Пастернака (составлен ученицей)
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме.
Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.


    Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только
эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе, в научно-исследовательской работе. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе также считаю проектную деятельность учащихся.

      II  место в городской НПК 


 Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.
 Подготовка презентаций — это творческий процесс, совместная деятельность учителя и ученика. Результатом проектной работы стали электронные продукты (презентации, тесты), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету.
В работе  учителя гуманитарного цикла могут быть использованы опережающие индивидуальные и групповые задания для наиболее подготовленных учащихся. Школьников привлекает возможность расширить круг источников информации, они проявляют к ним глубокий интерес, задаются дополнительными вопросами, расширяют информационный поиск, становятся заинтересованными участниками урока, выступают в роли консультантов для своих одноклассников.
Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного материала на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, её обоснованию и аргументации.
Считаю, что использование информационных технологий обучения в системе существенно влияет и на формирование образовательных компетенций школьников: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации).
Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При  этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
Компьютер, конечно, не заменит учителя, но позволит индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.
 Этого я добиваюсь в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик  должен научиться в школе.
В работе представлен опыт использования дистанционного обучения на уроках литературы по творчеству М.Булгакова.

Ф.И.О.
Ясникова Татьяна Иннокентьевна
Учебная тема
М.А.Булгаков. Жизнь, творчество. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа.
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.
Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».
Тест
Учебный предмет
литература
Класс
11 класс
Методы и приёмы
1. Работа с текстом
2. Беседа, элементы лекции
3. Сравнительно-сопоставительный анализ (исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей)
4. Решение проблем
5. Самостоятельная работа
6. Контроль знаний  
Результаты учебной деятельности
Предметные
1) Умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
 2) Формирование потребности в систематическом чтении
3) Умение аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, участвовать в  обсуждении прочитанного
Личностные
1) Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
2) Развитие коммуникативных компетентностей в общении и  сотрудничестве с одноклассниками, способности уважительно относиться к чужому мнению
Метапредметные
1) Формирование умения самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных задач
2) Развитие умения  анализировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
3) Развитие умения контролировать, оценивать, корректировать собственную деятельность
ИКТ
1) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
2) Участие в обсуждении с использованием возможностей Интернета





Проблемный вопрос
Планируемая деятельность учащихся
Деятельность учителя
Итак, вы готовы? Тогда вперед. Проверим, внимательно ли вы  изучали биографию М.Булгакова.

В Интернете должны найти материал по биографии М.Булгакова, определить последовательность событий биографии, присваивая каждому событию номер. Сообщает эталонный ответ, правильное расположение цифр, заполняет таблицу продвижения учеников.

Что есть истина? Что такое добро и зло?
Определяют основные человеческие ценности через призму собственного понимания и отношения к ним, а также через роман Булгакова.
Заполняют  шаблон «Давайте обменяемся мнениями…»
Изучает работы учеников; комментирует, задаёт вопросы на понимание (по мере необходимости)
Попробуем создать коллективную презентацию.
Получится?

Планируют свое время и выполняют один слайд в совместной презентации, определяют, как и какие ресурсы использовать. Коллективная учебная деятельность.
Обобщает, резюмирует, дает оценку.
Синквейн? Синквейн…..
Выполняют творческое задание по тексту произведения. Анализирует, заполняет таблицу продвижения учеников.
Контроль знаний
Выполняют тест по творчеству М.Булгакова.

Оценка знаний учащихся.

Подведём итоги? (рефлексия)
 Подведение итогов работы, эмоционального восприятия при помощи цветовой палитры.
Анализирует свою деятельность на основе рефлексии учащихся, выстраивает причинно-следственные связи, проводит коррекцию



     Документы по формирующему оцениванию.


М.Булгаков. Таблица продвижения учащихся 11А и 11В классов.
Биография М.Булгакова
Давайте обменяемся мнениями…
Рефлексия.
Лист самооценки.


      Документы для совместной деятельности учащихся.


Инструкция и критерии оценивания презентации.
Совместная презентация 11А класса.
Совместная презентация 11В класса.
Инструкция по составлению синквейна.
Синквейн 11А класса.
Синквейн 11В класса.
Тест по творчеству М.Булгакова.
Инструкция по выполнению теста.
Инструкция по работу с сервисами Google.
  
Не являются традиционными, а значит, интересны детям уроки с использованием компьютерной сети (не только локальной, но и глобальной). В обучении школьников сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как создание совместных документов, презентаций, тестирование и т.д. Я думаю, что общение в процессе учения более эффективно, чем попытки индивидуализировать этот процесс, свести его к общению отдельного ученика с учебником, источником информации. На своих уроках широко использую цифровые образовательные ресурсы, в том числе и разработанные мною. Учащимся предлагаю создать коллекцию цифровых образовательных ресурсов по той или иной теме с использованием различных сервисов Google.
          Следует отметить, что ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства. Именно поэтому сетевое взаимодействие, расширяя свободу действий его участников, все чаще обнаруживается и в педагогическом взаимодействии учителя и учащихся на современном уроке.
Рассмотрим возможности сетевого взаимодействия для организации сотрудничества равноправных партнеров - учителя и учащихся - на всех этапах современного урока.
При изучении нового материала и закреплении возможно использование различных вариантов организации сетевого взаимодействия. Один из вариантов: изучение биографии писателя. При этом, изучая новый материал и выполняя задания, учащиеся могут находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных форматах, свободно общаться, обмениваться, обсуждать варианты решений в сети, просматривать материалы друг друга.
Целью такого урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие личностных качеств ученика, становление индивидуального стиля самостоятельной познавательной деятельности. В другом варианте учитель задает несколько тем для обсуждения на сетевом форуме. Предлагая обучающимся найти, выявить, определить способ решения проблемы, применить свой опыт для установления новых фактов и явлений, получить новый для себя результат, сделать самостоятельные выводы, учитель обращается к частично поисковому или эвристическому методу. Таким образом, во взаимодействии происходит активизация мышления и познавательной самостоятельности обучающихся. Учащиеся имеют возможность выбирать свой способ проявления сетевой активности.
В третьем случае учитель предлагает задания по работе с совместными сетевыми документами. Так моими учениками дана сравнительная характеристика героев,
созданы совместные презентации, даны ответы на проблемные вопросы.
Информационные технологии, позволяя осуществлять параллельные взаимодействия, предоставляют возможность совместной работы. Теперь не нужно ждать своей очереди, чтобы высказать свою точку зрения.
 Открыты каналы для взаимодействия как по вертикали «ученик – учитель», так и по горизонтали «ученик-ученик», «минигруппа-ученик» (например, коллективная работа «Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи»), а также взаимодействие между группами. Ученик может участвовать в работе нескольких групп, а так как многие социальные сервисы сети позволяют отслеживать авторство сообщений, учитель и учащиеся могут оценить вклад каждого в разработке материала.
  В сетевом взаимодействии оценивание есть не единичное событие, а скорее непрерывный процесс в ходе обучения. Оценивание становится средством для улучшения обучения, а не тестом на интеллект и усвоение фактов. Вовлеченность в оценивание повышает степень контроля собственного учения. Ученики ощущают себя успешными и способными учащимися. Благодаря формирующему оцениванию учителя больше узнают о потребностях учеников и могут настроить процесс обучения так, чтобы улучшить достижения учеников.
     На этапе подведения итогов учитель предлагает каждому определить результаты своей работы (лист самооценки), сопоставить их целями урока и отметить в совместной электронной таблице собственные успехи и то, что еще предстоит сделать. Учащиеся выбирают вариант домашнего задания или определяют его сами, фиксируя его в своем открытом электронном конспекте. На этом этапе также необходимо обсудить с учениками то, чему они научились у других учеников, высказать свои благодарности одноклассникам и учителю.
Сетевое взаимодействие не ограничивается рамками урока, оно может продолжиться и после звонка, включая в него других участников. Очень важно, чтобы на уроке ученики испытали ситуацию радости, успеха.
       Сетевой урок- это веяние сегодняшнего дня. При такой форме проведения урока нет необходимости призывать детей к дисциплине и к активному участию на уроке. Это их среда, им там комфортно и все понятно. Вместе с тем идет процесс обучения, поиска новых знаний. Компьютер превратился из игрушки в средство обучения и общения.
      На уроке случается, что ребенку хочется отмолчаться... Несомненным плюсом сетевого урока является перевод ученика в активную позицию, когда говорить нужно, а потом, глядишь, уже и хочется.
       О сетевом уроке можно сказать словами М. Пришвина «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться».
Анализ сетевых уроков, позволяет говорить, что они удаются лишь в том случае, если каждый вносит в общую копилку нечто уникальное, когда в совместной деятельности, в общении происходит интегрирование индивидуального, когда освоение нового связано с радостью, когда поощряется стремление узнать нечто большее, чем предусмотрено программой.
 Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника, используя знания для этого какие-либо программы обработки информации. Примерами таких работ являются разработанные тесты, презентации, рисунки. Есть опыт создания коллекции класса по изучению творчества Б.Пастернака с использованием различных сервисов Google. В неё ученики включил информационный, иллюстративный и проверочный материал.
   Дистанционные формы обучения реализовываю с помощью  личного блога http://yasnikova1958.blogspot.com/  Такой блог имеет цель развивать творческий потенциал школьников, помогать им самореализоваться в сетевом образовательном пространстве, стимулирует познавательную деятельность.
Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
По сравнению с традиционным обучением  меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.
Использую возможности электронной почты – наиболее простой и эффективный способ обмена информацией между учителями и учениками. Иногда делаю рассылку с домашним заданием и осуществляю его проверку, комментируя результаты. Данная возможность позволяет каждому ребёнку соотнести собственные результаты с результатами других учащихся, обнаружить аналоги и определить внутренние приращения. Кроме того, подобные рассылки являются возможностью опубликовать результаты своей деятельности. Учителя, апробировавшие данный способ взаимодействия, отмечают сокращение учебного времени на проверку домашнего задания, подготовку к контрольным срезам, промежуточной и итоговой аттестации. Ученики, овладев элементами дистанционного взаимодействия с педагогом и между учащимися, отмечают преимущества выполнять задания в индивидуальном временном режиме, возможность поиска и отбора информации для альтернативных способов решения поставленной проблемы.
Преимущество нетрадиционных форм, на мой взгляд, состоит в повышении познавательной активности, интереса к знаниям, в развитии инициативы, в установках на творческую деятельность, постоянный поиск, в предупреждении утомления, создании комфортной среды обучения и воспитания, в создании, наконец, условий для формирования качеств, выражающихся в умении управлять своим эмоциональным состоянием., Обычные формы организации стандартных уроков имеют ограниченные возможности для изменения позиции обучающихся, поскольку он всегда находится в состоянии обучаемого. Нетрадиционные же, в одном случае, ставят его в позицию режиссёра, в другом - в позицию учителя, в третьем - сочинителя или художника и т.д. И чем разнообразней роли и занимаемая позиция, тем разностороннее развивается личность обучающегося, а его мыслительная деятельность приобретает гибкий, системный характер. Настоящий, в моём понимании урок, - это драгоценные минуты непрерываемого поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией» урока, в основу которой положены - во-первых, востребованность у обучающихся предмета разговора-исследования и, во-вторых, сотворчество учителя и группы.
Свои рассуждения мне хотелось бы закончить словами Г. Лихтенберга: «То, что вы были вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость».
Одним словом, на уроке литературы ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его. Кроме того,   создаёт стихию заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.
Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.
Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много, но, как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.      Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: 1994.
2.      Вопросы компьютеризации учебного процесса. Книга для учителя. Из опыта работы  Под ред. Л.П. Шило. - М., "Просвещение", 2007
3.       Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
4.      Сервисы Google

Комментариев нет:

Отправить комментарий