Домашнее задание
До 27.09.2023 19.00 создать один слайд в совместной презентации класса, выполнить два теста.
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) в Москве на Малой Ордынке.Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника. Мать, Любовь Ивановна, ушла из жизни, когда Александру шёл всего восьмой год. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.
Детство
и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря
большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и
почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него
юриста. В 1835 году Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию, по окончании которой в 1840
году стал студентом юридического факультета Московского
университета, но окончить курс ему не удалось, так как он поругался с
одним из преподавателей. По желанию отца Островский поступил на службу писцом в суд.
К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия "Несостоятельный должник" (по другим сведениям пьеса называлась "Картина семейного счастья"; впоследствии — "Свои люди - сочтёмся!").
Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди — сочтёмся!" (первоначальное название — "Банкрот"), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось "начальству"; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году..
С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александрийском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В том же году состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1860 году в печати появилась "Гроза", которой Добролюбов посвятил статью "Луч света в тёмном царстве".
К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия "Несостоятельный должник" (по другим сведениям пьеса называлась "Картина семейного счастья"; впоследствии — "Свои люди - сочтёмся!").
Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди — сочтёмся!" (первоначальное название — "Банкрот"), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось "начальству"; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году..
С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александрийском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В том же году состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1860 году в печати появилась "Гроза", которой Добролюбов посвятил статью "Луч света в тёмном царстве".
Пьеса Островского «Свои люди —
сочтемся!» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему
юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные
герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны.
Самсон Силыч Большов, купец,
глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Это грубый,
невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем
распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина,
совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее
дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с
кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, его в детстве щедро
награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и
уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала
его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. На в конце пьесы
он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная
дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!
Его жена, Аграфена Кондратьевна,
представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого
образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена
Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится,
не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет
только насущными, бытовыми проблемами.
Подхалюзин является еще большим
мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать
расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как
бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, соответствует нравам нового
времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно
связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на
побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и
со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.
Особенно интересен в комедии образ
Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за
какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы
был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не
похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить
дворянство. Однако хитрый Подхалюзин без особого труда убедил ее, что с
деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше
«благородных».
Остальные персонажи дополняют
нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая
сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница
Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы
одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление
к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение
будничных, повседневных нужд.
Все персонажи пьесы, как главные,
так и второстепенные изображены
сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как
писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н.
В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его
славу.
А.Н.Островский "Бесприданница"
В
драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и
холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего
прогресса во всех общественных «слоях».
В. П. Буренин
Созданная в 1878 г. драма
«Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н.
Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В
дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам
«горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в
соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов —
это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи.
Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей,
изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих
взаимоотношений.
Основная идея "Бесприданницы"
состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе
властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него
человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной
жаждой наживы, обогащения.
Быть сознающей себя личностью и не иметь
возможность проявить ее - таково то трагическое положение, в котором оказывался
в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь
торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом,
волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально
чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.
Действие происходит в 70-е годы ХIХ века в большом городе Бряхимове, на Волге. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти.
·
Что
узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой?
·
Как
относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее
речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие
отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.
·
Что
же за человек Паратов? Проанализируем
монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве.
·
Нужна
ли Лариса Паратову? Почему она решается ехать с ним?
·
Каковы
нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с
Ларисой?
·
Какова
взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная
философия Паратова?
·
Чем
отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?
·
Как
характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его
отношения?
·
Каково
отношение Вожеватова к Ларисе? Когда особенно ярко проявляется бездушное
отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем
основа жизни купцов того времени?
·
Каков
Карандышев? Что руководит его поступками? Правоту каких оскорбительных, как
пощечина, слов Карандышева о своей роли в этом обществе Лариса должна признать?
·
Как
складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы?
·
В
чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?
·
Какой
мы видим главную героиню? Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Каков же
финал пути к Паратову?
·
Прочитайте
монолог Ларисы о смерти. В чем трагедия героини?
·
Какой
образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в ее желаниях?
·
Кем
является Лариса для окружающих ее людей? Как она сама к ним относится?
·
Почему
в самый напряженный момент когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу,
она поет романс «Не искушай меня без нужды»?
·
Почему
выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние?
А.Н.Островский "Гроза"
История создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.
“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.
Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.
В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.
Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило …“клыковское дело”.
В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.
Смысл заглавия.
Слово «Гроза» неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?»... отвечает: «электричество», то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»
В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору...» и т.д.
Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза». Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность» темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.
Слово «Гроза» неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?»... отвечает: «электричество», то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»
В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору...» и т.д.
Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза». Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность» темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.
АРХИВ.
Совместная презентация 10Б класса "Свои люди - сочтёмся!"
А.Н.Островский "Гроза". Совместная презентация 10А класса
А.Н.Островский "Гроза". Совместная презентация 10Б класса
А.Н.Островский "Гроза". Совместная презентация 10А класса
А.Н.Островский "Гроза". Совместная презентация 10Б класса
"Образ города Калинова"
А.Н.Островский "Гроза". Совместная презентация 10А класса.
А.Н.Островский "Гроза". Совместная презентация 10Б класса.
До 29.09.2021 19.00 создать один слайд в совместной презентации класса, выполнить два теста.
До 29.09.2021 19.00 создать один слайд в совместной презентации класса, выполнить два теста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий