М.Булгаков

Домашнее задание.

1. До  13.03.2021    10.00 заполните форму 1 

Таблицу скачать, заполнить и прикрепить в задании 6.

Сопоставительный анализ




1. Сегодня состоится наша встреча с М.Булгаковым – писателем и драматургом поразительного таланта, вдохновенным лириком и философом, бескомпромиссным бытописателем и сатириком.

Его творчество пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера. О нём  вспомнили режиссёры и критики, «чиновники от литературы» и актёры. Наконец-то пьесы Булгакова прочитали и …..восхитились все.

А было то время, когда сам Булгаков собирал отзывы о своих произведениях, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчётам было 298 отрицательных и только 3 - положительных. Несравненная Анна Андреевна Ахматова высоко оценила творчество М.А.Булгакова, сказав о писателе, что «он гений».
Кто же он – Михаил Афанасьевич Булгаков? Что ценил в жизни? С кем дружил и каких людей уважал? О чём писал? 

Биография М.Булгакова.

2.На протяжении уже двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения для многих великих писателей и художников. Новый Завет даёт возможность обратиться к вечным вопросам жизни: Что есть истина? Что есть добро? Что есть зло? В чём смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии?
Эти вопросы ставит и М.Булгаков в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита».




Инструкция по работе с сервисами Google
Инструкция по составлению синквейна
Инструкция по выполнению теста
Тест по творчеству М.Булгакова

Повесть «Роковые яйца» (1924) – это сатира. Открытый чудо-луч становится роковым для жителей страны. Под воздействием красного луча  распространяется вся нечисть, способная погубить столицу России. И только Великая Природа спасает всех. Снег, выпавший летом, убивает «страшных рептилий». 


Роман «Белая гвардия» (1923-1924)  и пьеса «Дни Турбиных» (1926). Писатель показывает революцию глазами белых офицеров. Турбины и их окружение – «редкостное содружество людей». Когда они вместе, то становятся красивее, чище и сильнее. . И верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена никакими революциями и войнами.




Повесть «Собачье сердце» (1925)  впервые опубликована в 1987 году. Это блистательное сатирическое произведение с необычным сюжетом. Операция по поводу «превращения  собаки в человека» и «возвратная» операция.




Роман «Мастер и Маргарита» (1928-1940) – лучшее творение Булгакова. Замысел
романа постоянно меняется. Сюжет, композиция, система образов и название…
Сколько сил и труда отдаёт писатель своему «вершинному» произведению! И оно приобретает законченность, становится художественным совершенством.
«Мастер и Маргарита» - главное произведение в творчестве М.А. Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Первоначальные названия – «Инженер с копытом», «Сатана», «Чёрный богослов».
Роман этот называют «закатным», последним, наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещённым автором.)





Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику, появление множества трактовок и гипотез.







Жанровая уникальность последней книги писателя  до сих пор вызывает споры.
Оригинальна, как и жанр, композиция: роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбах Мастера и Понтия Пилата) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство. 

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственной временной форме – в Вечности.    




Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад. История Понтия Пилата и Иешуа даётся с нескольких точек зрения.
 Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана Берлиозу и Бездомному Воландом.
 События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме.
В главе 19 «Азазелло» приводит Маргарите отрывок из рукописи Мастера.
 В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение в главе 26 «Погребение» и заканчивает в начале 27 главы.
В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:


  •      Что есть истина?
  •   Что такое добро и зло?
  •   Человек и его вера.
  • Человек и власть.   
  •  В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека.
  •   Верность и предательство.
  • Милосердие и всепрощение.


Сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие.



Вопрос
к сравнительному анализу
Библия.
Иисус Христос.
М. Булгаков.
Иешуа Га-Ноцри.
1.    Возраст

2. Происхождение

3. Кто?

4. Ученики

5. Известность
6. Вход в Иерусалим
7. Характер проповедничества

8. Иуда. Кто он?

9. Арест Иисуса происходит (где? когда?)
.
10. После смерти тело хоронит

11. Судьба Иуды
12. Отношение к предстоящей смерти

13. Личность, определяющая сюжет






Выводы:
1) М.А.Булгаков не пересказывает, не переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведёт резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа изображён не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.

2) Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека (не только наделённого властью, но и любого другого) за происходящее вокруг.

3) Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок - трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.



 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит».
«За мной, мой читатель! – Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» - так начинается вторая часть романа «Мастер и Маргарита».
Что известно о Маргарите?
Главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет Мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его последнего приюта.
Прототипом персонажа Елена Сергеевна Булгакова, третья и последняя жена писателя, которую он называл: «Моя Маргарита».
Образ этот воспринимается весьма неоднозначно. Маргарита - ведьма, Маргарита вступает в сговор с нечистой силой. Маргарита, мстя за Мастера, разносит в пух и прах квартиру злополучного критика Латунского, Маргарита, обнажённая, принимает чудовищных гостей Воланда на балу у сатаны. И в то же время нет ни малейших сомнений, что Маргарита для Булгакова - то же, что Татьяна для Пушкина - это его любимейший женский образ, его женский идеал.
Маргарита - идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадёт без неё. Она вступает в сговор с сатаной, но это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь. И потому она нравственно неуязвима Маргарита, попав в чудовищную компанию растлителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она старается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему.
Когда приходит долгожданный миг и Воланд спрашивает Маргариту о награде, она сначала не просит ни о чём - она гордая, она только благодарит Воланда. Затем она уже готова произнести заветные слова, но тут ей вспомнилась Фрида. И она просит за Фриду. «Она попросила за Фриду вопреки всем возможным соображениям, просто потому, что не могла иначе. Фрида для неё -  несчастный, страдающий человек, страданием своим искупивший свою страшную вину. Её нужно простить, и Маргарита готова пожертвовать всем самым для себя дорогим, чтобы её простили.
Мастер — москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё написанию романа.
Что представлял жизненный путь героя до того, как он оказался в «доме скорби»?
Почему Мастер, имея ключи, не покидает сумасшедший дом?
Какие общественно-политические проблемы  «прочитываются» в этом?
Какова история его романа?
В чём заключается кардинальное отличие между творчеством Мастера и деятельностью членов МАССОЛИТа?
Что сближает Мастера и Иешуа?
Какой приговор выносится Мастеру? Справедлив ли он, на ваш взгляд?
МАССОЛИТ. Это придуманное М.Булгаковым слово построено по той же модели, как и реальные ВАПП или МАПП (Всесоюзная и Московская ассоциация пролетарских писателей)
Можно ли утверждать, что МАССОЛИТ – своеобразная модель общества?

Руководил этой организацией Берлиоз, который наставлял невежественного Ивана Бездомного, делал ему «социальный заказ». Берлиоз – человек образованный и знающий, председатель правления организации писателей. Чем занимался он его правление?
Названия дверей в кабинеты писателей говорят сами за себя: «Рыбно-дачная секция», «Перелыгино», «Квартирный вопрос», «Бильярдная» и «Ресторан»
Вспомним, с какого драматического происшествия начинается роман?  Кто убил Берлиоза?
Казалось бы, в несчастье Берлиоза никто не виноват, но в конце романа Воланд сказал: «Каждому воздаётся по вере его». Берлиоз, несомненно, виноват в том, что, благодаря его деятельности, поэты пишут «чудовищные стихи» будучи людьми «девственно необразованными», рассуждают о том, чего не понимают.
Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает почему-то лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.
Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И Мастер отчаялся, сломался.
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме неё (Маргариты), меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». «А ваш роман, Пилат?» — «Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытал из-за него»
Мастер устал не от чего-то определённого, а от всей своей жизни. Никто не устаёт от удач и побед, устают от поражений, от напрасно затраченных усилий. В обществе, где востребованы были латунские-берлиозы, естественным образом невостребованным оказался Мастер. Везде он натыкается на глухую стену, и в конце концов у него пропадает желание жить.
 Прочитайте эпиграф к роману. Из какого произведения взяты эти слова? С каким героем эти слова связаны?
Булгаковский Воланд написан в лучших традициях мировой литературы.
Какие черты сближают Воланда с традиционным дьяволом?
Кто сопровождает Воланда  во время московского путешествия?
Чем спутники Воланда отличаются от традиционных представителей нечистой силы?
Каких литературных героев можно назвать прототипами Воланда?
С какой целью появляется Воланд в Москве?
 Что его интересует? Почему он называет себя консультантом?
Кто входит в его свиту? Каких сказочных персонажей напоминают его приближённые?
 Где в Москве останавливаются Воланд и его свита?
Каким испытаниям подвергаются московские обыватели?
Какие пороки обличаются в гл.23-24?
Какие эпизоды подтверждают способность людей к состраданию?
Эти искушения выдуманы дьяволом?
Какие сатирические приёмы использует писатель для создания комических ситуаций и сатирических портретов москвичей?
В чём смысл шоу, затеянного Воландом и свитой в театре «Варьете»?
А за что пострадал Семплеяров?
За что был наказан Стёпа Лиходеев, Варенуха, Никанор Иванович Босой, Поплавский, буфетчик Соков?
Наконец, кто виноват (нечистая ли?), что клиника Стравинского (фактически психиатричекая больница) так быстро заполняется управдомами, бухгалтерами, деятелями искусства?

Ответ однозначен: общество давно прогнило. Оно живёт по безнравственным, аморальным законам: воровство, подлог, враньё, доносительство. Это ненормально, и Воланд правит бал, ибо это его родная стихия. Вот и летят бумажным дождём фальшивые «десятки», за которыми, забыв о представлении, алчно ползают советские граждане.





 И не в шикарных французских нарядах выходят дамочки на улицу, а голыми, ещё не раз подтверждая неутешительный вывод Воланда: «ну что ж, люди как люди….Всё также любят деньги.»





По прямому приказу Воланда убит лишь один человек, барон Майгель. Почему?
Наушник и шпион, он и к Воланду напросился в гости с целью подсмотреть и подслушать. За что и был наказан, как Иуда в романе Мастера. В глазах Булгакова, доносительство, предательство – смертный грех.
Какова функция дьявола тьмы?
Искушение, совращение. Булгаковский Воланд попал в странную ситуацию: ему не пришлось никого искушать. Работа по совращению душ уже сделана другими, и Воланду остаётся только выносить приговоры.
  

Сатирическая сторона романа связана с изображением современной Булгакову Москвы и ее обитателей — москвичей. Ведь они — дети своего времени, жильцы «нехорошей квартиры»— Москвы. А с вторжением в нее Воланда и его озорной свиты сатира перерастет в сарказм, даже в глумление над всеми пороками людей, которые невозможно уничтожить. Пороки, как вирус из древних времен, проникают и размножаются в мировых размерах везде и всюду. Вот такой благоприятной средой для них и стала Москва, с подходящей атмосферой, насквозь пропитанной бездуховностью, пошлостью, жадностью, завистью и карьеризмом. Люди, как губка, впитывают в себя все эти пороки. Они здесь такие же испорченные, как и сама Москва. Вот свита Воланда нашла себе достойное применение в Москве: они забавляются над мелкими пакостниками, мошенниками, убийцами, взяточниками и бюрократами — над всеми своими «подведомственными».
    Да, ничего не изменилось с давних времен. Все как и раньше: еще в древнем Ершалаиме Понтий Пилат не знал свободы, он полностью зависел от кесаря и его власти. Так и сейчас, москвичи не знают свободы, они рады власти, своей должности и карьере.
    Все они связаны путами установок свыше, инструкциями и планами. Люди запуганы и замкнуты в себе. Привычный порядок вещей нарушен: конферансье в варьете, человек без юмора, вымучивает шутки для зрителей, над которыми никто не смеется; литературные критики «говорят не то, что хотят сказать»; писатели МАССОЛИТа бездарны и завистливы, пишут произведения лишь ради денег, забывая о духовности своего творчества.
    Булгаков и его помощники из свиты Воланда безжалостны ко всем, кто продал себя в вечное рабство денег. Они вскрывают всю сущность людей и высмеивают их. Тот же буфетчик варьете обворовывает не только посетителей буфета, но и самого себя, он лишает себя всех естественных человеческих радостей жизни. В этом мире отсутствует всякое почтение индивидуальной личности, гуманность к людям и даже к себе самому. Люди готовы уничтожить себя и окружающих ради денег и должности.
    Берлиоз, человек начитанный, учит молодежь безверию, отучает ее от свободолюбия.
    И лишь одно заведение свободно от всех этих пороков, лишь в нем одном люди раскрепощены — это клиника Стравинского, «дом скорби». Лишь здесь люди думают и говорят то, что думают, они избавляются от всего окружения Москвы с ее пороками.
    Вся, вся Москва погрязла в грехах, и недаром здесь появился Воланд со своей свитой. Он выступает как орудие воздаяния за добро и зло, ведь это он — та сила, что «вечно хочет зла», но совершает добро, восстанавливая тем самым справедливость в Москве, да и, пожалуй, во всем мире.












АРХИВ.











Давайте обменяемся мнениями....
Презентация 11А класса "Мастер и Маргарита"
Презентация 11В класса "Мастер и Маргарита"

Синквейн 11А класса
Синквейн 11В класса
Лист самооценки
 Рефлексия

 "Обменяемся мнениями"


Комментариев нет:

Отправить комментарий