Н.А.Некрасов


Биография

Родился 28 ноября 1821 г. в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. 
Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: " Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,
В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
НекрасовВ 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".
С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".
В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — "В дороге" (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.
В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.
В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).
В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".
НекрасовВ 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).
Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".
Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.



  «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика.
    Анализ стихов Некрасова «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба!..».
      «Вчерашний день, часу в шестом…». Какой Некрасов хочет видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее?
      Поэт не случайно показывает своей музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и угнетенных, а в стихотворении «Муза» из сборника «Последние песни» снова возвращается к этому образу:
      
О, Муза! Наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта!
Но вечен сон небытия,
Сестра народа — и моя!


      В «Последних песнях» возрождается и образ «несжатой полосы» как символа не­завершенного труда. Стихотворение «Сон» (1877) перекликается со стихотворением «Несжатая полоса» (1854). Таким образом, тема поэта и поэзии пронизывает все творчество Некрасова.

      Вопросы и задания к стихотворению «Блажен незлобивый поэт…»

      Это стихотворение - один из первых откликов поэта на проблемы писательского труда. Оно написано на смерть Гоголя, случившуюся 21 февраля 1852 года, и направлено против теории «искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил - ненавидя», и провозглашает этим «гоголев­ское направление» в литературе 50-х годов. В 1855 году Н. Чернышевский в статье «Очерки гоголевского периода» напишет: «Никогда „незлобивый поэт“ не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, „питая грудь нена­вистью“ ко всему низкому, пошлому и пагубному, „враждебным словом отрицанья“ против всего гнусного „проповедует любовь“ к добру и правде».
      Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам признался в письме Фе­октистову от 26 февраля 1852 года, написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.
  • Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?
  • В чем особенности композиции стихотворения?
  • Какая лексика и поэтические инто­нации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и его поэтического оппонента, который, «уста вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словом отрицанья»?
  • Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады у судьбы»? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?
  • Сопоставьте точку зрения Чернышевского на стихотворение с точкой зрения А. Дружинина: «При всем нашем добросовестном старании мы с вами никогда не попробовали любить ненавидя или ненавидеть любя».
      Вопросы и задания к стихотворению «Поэт и Гражданин»
  • Почему, по-вашему, стихотворение «Поэт и гражданин» было напечатано более крупным шрифтом и в начале первого издания стихотворений Некрасова, вышед­шего 19 октября 1856 года?
  • Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении? Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина?
  •  Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ приме­рами из текста.
  • Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв автора считать обращенным к самому себе?
  •  Каков символический смысл образа бури на море?
  • Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мне­нии? Почему последние слова в стихотворения принадлежат Поэту, а не Гражданину?
  •  Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?
  • Прочитайте стихотворение Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали…». (Это сти­хотворение было поставлено последним в том же сборнике стихов 1856 года. В этом году Некрасов уехал лечиться за границу и сам рассматривал свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической деятельности.) Сопоставьте его со стихотворением «Поэт и Гражданин». Нет ли в них противоречия?
  • Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?
  •  С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Поэт и Гражданин» со стихотворением Пушкина «Поэт и толпа».
  • Сопоставьте мнения о стихотворении «Замолкни, Муза мести и печали…», высказан­ные В. П. Боткиным и Н. Г. Чернышевским.
«Не знаю я, насколько ты можешь ненавидеть, - но насколько ты можешь любить, - я это чувствую. Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить, как твое, - только ты любишь без фраз и так называемых „излияний“. Пусть не всякий это ви­дит - то и Бог с ним, кто не умеет видеть это» (из письма В. П. Боткина Н. А. Некрасову от 7 декабря 1855 года).

«Лично мне эти стихи очень симпатичны - я знаю, что необходимы в жизни минуты уныния, - но не все имеют основание оставаться в унынии - или в отчаянии, если хотите более громкого слова, - как в законном расположении духа. И вы не имеете права - с чего вы взяли, что имеете право унывать и отчаиваться?» (из письма Н. Г. Чернышевского Н. А. Некрасову от 4 ноября 1856 года).

      Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»
  • Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?
  •  Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении вы­ражено его отношение к крестьянской реформе?
  • Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?
  • Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
  • Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?
  • Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них ре­шается проблема взаимоотношений поэта и народа?
  • Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?
  •  Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта?
     «О Муза! я у двери гроба…». В нем еще раз звучит самообвинение в том, что поэт недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный, что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе с честными сердцами. Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу «иссеченной кнутом».
      Выводы. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изобра­жать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Некрасов считал истин­ными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угне­тенного народа. Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.


Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет.


Содержание некра­совской поэзии весьма многообразно: судьба народа и судьбы лю­дей из народа, долг гражданина, любовь, поэт и поэзия, жен­щина-мать, петербургские «углы», народ­ные заступники и на­родные враги, душевные драмы. И это содержание воплотилось в уже известных, но переосмысленных Некрасовым жанрах и в жанрах, которых не знала до сих пор русская поэзия.
Свой поэтический голос Некрасов нашел в стихах о народе. «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт ис­тинный?» - восклик­нул Белинский, услышав только что написанное стихотворение «В дороге». Уже здесь 24-летний поэт находит многое, что будет характерно для его дальнейшего творчества. Во-пер­вых, это драматизм: все стихотворение построено как разговор ямщика и барина, в центре которого монолог - рассказ ямщика о своей «злодейке жене». Точно так же построены стихотворения «Орина, мать солдатская», «В деревне». В сущности, это стихотворный рассказ, в котором рассказчиком вы­ступаем не автор, а его герой. Так же как и в рассказе, позиция автора не выявлена открыто. Седок прерывает возницу: «Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку!..»
  • Вопросы и задания к стихотворению "В дороге"
  • Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза?
  • В чем стихотворение сходно с народной балладой?
  •  Какой характер тексту придает его диалогичность?
  • Как в стихотворении переданы особенности народной речи? Какой смысл это придает тексту?
  • В чем трагедия героини стихотворения, ее мужа и сына?
  •  Какими способами поэт передает в стихотворении драматизм ситуации?
  • Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обоб­щения?
     В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
      В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое по­вествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику поза­бавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественна. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.
       Слова: "Скучно! скучно!..", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого рас­смотрения. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значе­нии "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего на­рода.
       “Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены – де­вушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают манеры своих господ, но становятся иг­рушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").
       Очень остро в те времена стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял им жизнь.
        Судьба девушки и её мужа – в центре проблематики стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положение Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу".
         Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина ("А потом..." и далее). Кончается тем, что её отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные ин­тересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Такие прихоти ло­мают судьбы миллионов подневольных крестьян.
         Некрасова продолжал раскрывать проблемы, поставленные Тургеневым. Оба писателя принад­лежали к литературному направлению натурализма. Они глубоко затрагивали тему народной жизни - самый острый вопрос того времени. Но творчество Некрасова трагичнее, он обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа.
          Автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье. Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы - учитель и кучер.
          Некрасов создал стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обра­щения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это по­зволяет сделать речь красочной и реалистичной.
        Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный анапест). Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение на­поминает народную песню-жалобу.

        Вопросы и задания к стихотворению "Тройка" (1846)
  • Какова композиция стихотворения "Тройка"? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух его частей?
  • Почему оба жизненных пути, предначертанных поэтом, для крестьянской девушки полны драма­тизма?
  • Проанализируйте ключевые слова первой и второй части. Как характер лексики помогает понять смысл стихотворения?
  • В чем первый путь напоминает судьбу Дуни из "Станционного смотрителя" Пушкина? Почему идиллия счастливого будущего для крепостной крестьянки была практически невозможна?
  • Какая жизнь, по мнению лирического "я", наиболее вероятна для нее? Каковы причины ее трагиче­ской судьбы?
  • Какой смысл придает тексту форма развернутого монолога? Какие чувства в нем звучат: сожаление, предостережение, обреченность? Подтвердите свои мысли тестом.
  • Как понять слова поэта "погрузишься ты в сон непробудный"?
  • Почему поэт считает, что обычная судьба крепостной крестьянки обещает ей лишь "бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь"? Прокомментируйте эти слова.
  • Почему лирический герой сначала рисует крестьянской девушке картины ее безрадостного буду­щего, а потом призывает ее не глядеть "с тоской на дорогу"? Нет ли здесь противоречия?


Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
История создания
Поэма была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая  целую эпоху в жизни народа. Н. А. Некрасов начал работать над поэмой в начале 1860-х

Окончание работы над первой частью произведения автор датирует 1865 г.

Пролог появляется в печати в январской книжке «Современника» за 1866 г. Издание первой части растянулось на несколько лет.

«Последыш» был создан в 1872 г., «Крестьянка» — в июле–августе 1873 г., «Пир — на весь мир» — осенью 1876 г. Главы печатались по мере написания, поэтому порядок частей поэмы в первом и последующих изданиях не совпадает.

В 1877 г. Некрасов умирает. Поэма остается неоконченной.

О замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
«Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»
Г. И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н. А. изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по собственным словам Н. А., “по словечку”в течение двадцати лет».

Г. И. Успенский: «Однажды я спросил его:
— А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?
— А вы как думаете?
Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ.
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти “смежны”, стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, “подпоясанного лычком”, и с ним, за чарочкой, узнают, кому
жить хорошо»
Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа.

Жанр
«Кому на Руси жить хорошо» — реалистическая лиро-эпическая поэма-эпопея.
Это огромное по масштабу исследование всей послереформенной России (1861 г. — отмена крепостного права), пребывавшей в переходном состоянии


Особенности композиции
Четкой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:
Часть первая
Пролог
В прологе четко намечен замысел поэмы и ее структура.
«В каком году рассчитывай,
В какой земле угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...»

Слова «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?» являются рефреном.
Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца»
Глава 1. Поп
Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелегкой жизни. Герои понимают, что попу не «живется весело, вольготно на Руси»

Глава 2. Сельская ярмонка
Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого»

Глава 3. Пьяная ночь
Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют:
«Пьем много мы по времени,
А больше мы работаем».
«Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?»
В семьях, где не прикасаются к спиртному,
«Не пьют, а также маются,
Уж лучше б пили, глупые»

Глава 4. Счастливые
Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотес, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжелую жизнь, какие они счастливцы.Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром
молодце Ермиле Гирине.

Глава 5. Помещик
Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева.
«Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый,
Шестидесяти лет».
Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что
«Усадьбы переводятся,
Взамен их распложаются
Питейные дома!»
Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придется трудиться.
Мужики делают вывод:
«Порвалась цепь великая,
Порвалась расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»

Последыш (Из второй части)
Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своем помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто все идет как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится», абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли.

Крестьянка (Из третьей части)
Пролог
Глава 1. До замужества
Глава 2. Песни
Глава 3. Савелий, богатырь святорусский
Глава 4. Демушка
Глава 5. Волчица
Глава 6. Трудный год
Глава 7. Губернаторша
Глава 8. Бабья притча
Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матреной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбу.
Матрена Тимофеевна —
«Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла».
Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрена попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем
в любви, но свекровь не давала покоя. Матрена Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ее во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки».
          Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика.
Матрена долго тужила за ребенком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь», через время поставил оградочку на могиле Демы; умер в 107 лет.
Вскоре пошли у Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка, восьмилетний мальчик Матрены, пожалел кормящую обессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребенка чуть не высекли, наказание за сына получила мать.
В голодный год тяжело пришлось Матрене: мужа забрали в рекруты, детей кормить было нечем, да свекровь «попрекала без перестану». Беременная, Матрена отправилась просить за мужа к губернаторше Елене Александровне, которая «добра была,умна была, / Красивая, здоровая». Упала перед барыней
на колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когда уже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалела несчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой.
Многого натерпелась женщина, однако
«Ославили счастливицей,
Прозвали губернаторшей
Матрену с той поры...»

Пир на весь мир
Вступление
1. Горькое время — горькие песни
Барщинная
Про холопа примерного — Якова верного
2. Странники и богомольцы
О двух великих грешниках
3. Старое и новое
Крестьянский грех
Голодная
Солдатская
4. Доброе время — добрые песни
Соленая
Бурлак
Русь
В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них — «про холопа примерного — Якова верного»,который всю жизнь служил барину: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать / Да племяша малолетка качать». «Вырос племянничек Якова, Гриша» и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги», который уже и ходить сам не мог. «Как ни просил за племянника дядя, / Барин соперника в рекруты сбыл». Обиделся за это Яков на любимого барина, свез его в лес и на его же глазах повесился.
«Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!»
Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка. Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник», который приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал», — тогда «только что рухнется дерево / Цепи греха упадут». Кудеяр принялся за работу. Однажды
встретил он пана Глуховского, который не задумывался о своих злодеяниях: «Сколько холопов гублю, / Мучу, пытаю и вешаю, / А поглядел бы, как сплю!» Не выдержал бывший атаман таких речей, убил душегубца, и в это время «рухнуло древо, скатилося / С инока бремя грехов!..»
Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поет песни о матушке-Руси. Возможно, именно он — будущий народный герой и счастливец.
 «Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!..»

Сюжетные ходы, не получившие развития
· мужики опросили не всех заявленных в прологе «счастливцев», встретили только попа и помещика;
·  не получает сюжетного развития предостережение пеночки:
«А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два — исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
·  обрывается история о Ермиле Гирине и т. д.

Роль песен в поэме
Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа. Некрасов использует народные песни.
В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова — ответ на главный вопрос о счастье

Формы развития сюжета

Рассказ, преимущественно
монолог, встреченного
«счастливца» или иного
персонажа

Изображение
того, что видят
и слышат мужики,
выступая
в роли обычных
наблюдателей
Рассказ от имени
автора-повествователя,
когда странников
в сюжете нет

«Поп», «Помещик»

«Сельская ярмонка», «Последыш»

О Григории
Добросклонове



Характеристика отдельных персонажей

Яким Нагой

«В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..»
Яким похож «на землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге,
«Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся»
Ермила  Гирин

Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам:
«В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,  
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил».
И этим заслужил
 «Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!»
Лишь раз несправедливо он поступил, но признался во всем перед народом и с горя чуть не повесился. Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму:
«Несут Ермилу денежки,  
Дают, кто чем богат».
Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно,
«И выдать гроша лишнего
Ермилу не пришлось».
«Рубль лишний — чей Бог ведает!
— Остался у него».
Однако судьба Ермилы остается неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению
Савелий
«С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать
лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
 Согнувшись, выходил».
Дедушка Савелий — русский богатырь.О себе он говорил: «Клейменый, да не раб!»
Не желая терпеть более издевательств немца Фогеля, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу.
В собственной семье Савелия не понимают:
«Покуда были денежки,
Любили деда, холили,
Теперь в глаза плюют!»
Дед сочувствует тяжелой женской доле:
«Мужчинам три дороженьки:
 Кабак, острог да каторга,
А бабам на Руси
 Три петли…»
Григорий
Добросклонов

Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно голодающий, думает о народе, о родной стране:
«Не надо мне ни серебра
 Ни золота, а дай господь,
 Чтоб землякам моим
 И каждому крестьянину
  Жилось вольготно-весело
 На всей святой Руси!»
Юноша понимает, что он рожден для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»:
«И скоро в сердце мальчика
 С любовью к бедной матери
 Любовь ко всей вахлачине
 Слилась, — и лет пятнадцати
 Григорий твердо знал уже,
 Что будет жить для счастия
Убогого и темного
 Родного уголка».
В его песне звучат такие слова:
«Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!»
Герой будет деятельно бороться за народное счастье:
«Ему судьба готовила
 Путь славный, имя
громкое
 Народного заступника,
Чахотку и Сибирь»

Фольклорные элементы в поэме
Автор вводит в свой текст:
·   пословицы, поговорки, загадки, песни; мотивы былин
и народных легенд; обычаи и приметы; сказочные элементы
(говорящая пеночка, скатерть самобраная, магические числа) и т. д.;
· художественные средства, характерные для былинного эпоса («путь-дороженьку», «Пошло гулять-погуливать/ Пошло кричать-покрикивать» и т. д.);
·  просторечную лексику, фразеологизмы, народные обороты.

Это создает особый национально-самобытный колорит поэмы

АРХИВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий